Средневековый башенный город Эгикал. Кавказ

egikal_210Сегодня мы отправимся на Кавказ, чтобы познакомиться с культурой и архитектурой ингушского народа. Вряд ли кто-то из вас слышал, что среди Кавказских гор есть средневековый башенный город. Поэтому приглашаем вас на экскурсию в Эгикал.

СТРАНА БАШЕН

В центре Кавказского хребта, где вершины, как кинжалы, сверкают ледниками, а склоны покрыты изумрудными лугами, в долине бурной реки Асса давным-давно жил человек по имени Га. Он был мудр и прожил достойную жизнь. У него было три сына: Эги, Хамхи и Тергим. Умирая, Га призвал к себе сыновей и завещал им:
«Ты, Эги, поселись в том ауле, где жил я. Ты, Хамхи, построй свой аул. То же сделай и ты, Тергим.»

Так в Ассинском ущелье появились три новых селения, названных по именам основателей: Эги-кеал (теперь Эгикал; кеал — «крыша дома»), Хамхи и Таргим.

Местные жители именовали себя галгаями, что в переводе означает «строители башен». В аулах не было понятных обитателям равнин изб и землянок: слишком непрактично. Горцы строили высокие каменные башни.

С началом монгольского нашествия маршрут Великого шёлкового пути из соображений безопасности «перекочевал» с равнин в горы. Эгикал, Хамхи и Таргим стояли как раз на пути его следования. Местные жители активно торговали с караванами, а также взимали с купцов дань. Аулы росли и богатели.

Постепенно семьи, жившие в этих местах, стали настолько влиятельны, что распространили самоназвание «галгаи» на соседние племена. В связи с этим считается, что с Эгикала началось расселение ингушского народа по Ассинскому ущелью.

Позднее галгаи построили на выходе из ущелья большое селение Онгушт (Ангушт, Ингушт). Русские казаки прозвали народ, проживавший там, ингушами, а место — Ингушетией.

Но горная Ингушетия как была столетия назад «страной башен», так и остаётся ей по сей день.

egikal_01 egikal_02

Горная Ингушетия — «страна башен».

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В ЭГИКАЛЕ?

Историко-археологические изыскания установили, что жизнь в Ассинском ущелье кипела уже в XII веке. Но расцвет Эгикала, когда аул стал по-настоящему значимым политическим, экономическим и культурным центром горной Ингушетии, пришёлся на позднее Средневековье.

В то время этот башенный комплекс на южном склоне горы Цей-Лоам насчитывал шесть боевых, пять полубоевых и 50 жилых башенных сооружений с различными пристройками. По периметру аул опоясывало двойное кольцо оборонительных стен.

Жители занимались различными ремёслами: гончарным, оружейным делом и другими. Кроме того, Эгикал славился знатоками горского права и народной медицины. Но главное — там жили искусные строители.

egikal_03

Башни построены без цемента и глины.

Прежде чем возвести башню, тщательно готовили место. Для этого на выбранном участке разливали молоко: если оно не просачивалось в землю, начинали строительство; если просачивалось — рыли до скального основания. Зачем такие сложности? Дело в том, что галгаи не заливали фундамент, а для строительства необходимо надёжное основание.

SONY DSC

Место для строительства башни выбирали очень тщательно.

При выборе места для будущей башни учитывались также особенности почвы и удалённость от рек и ручьёв. Горцы понимали, что вода — это жизнь, чем ближе к ней, тем безопаснее, и что плодородный клочок земли в горах на вес золота. Такие земли берегли и никогда не занимали под строительство.

Самый доступный строительный материал в горах — камень. Поэтому все сооружения в Эгикале и окрестных аулах возводились по так называемой циклопической технологии.

Циклопическая кладка — это постройка стен из больших каменных глыб без применения какого-либо связующего раствора.

По архитектуре и предназначению башни подразделялись на три вида: боевые, полубоевые и жилые.

Изначально аулы состояли только из жилых башен. Они назывались галами.

Гала — двух- или трёхэтажная прямоугольная башня с плоской крышей и каменным столбом по центру, на котором крепились этажные перекрытия.

Каждая гала принадлежала определённому роду (поэтому сейчас башни именуются по фамилиям семей, живших в них). На первом этаже, как правило, держали скот (овцы, козы), а на верхних жили несколько родственных семей. Рядом с жилой башней обязательно строили полуподземный или надземный склеп. Таким образом, гала — это своего рода семейная усадьба, где поколения одного и того же рода сменяли друг друга.

Быт в башне строился предельно просто. Вещи хранили в нишах толстых каменных стен, топили по-чёрному, готовили на открытом очаге. При этом очаг и цепь, на которую подвешивался котёл, считались священными — все важные решения принимались у очага, а цепь являлась семейной реликвией.

egikal_06

Внутри жилой башни.

Жилую башню нужно было обязательно построить за один год, иначе род считался слабым, терял уважение. Строители имели непререкаемый авторитет. Даже если они халтурили и построенная на века башня начинала рушиться, считалось, что виноваты хозяева. Пожадничали, мало заплатили работягам — отсюда и брак.

Постепенно отношения в древнем ингушском обществе изменились: появились междоусобицы. Это, в свою очередь, привело к появлению и распространению нового типа башен — полубоевых. Они тоже назывались галами и походили на обычные жилые башни, но были лучше приспособлены для ведения боя и обороны. Так, в них были ниши для стрельбы из лука и «балконы», чтобы сбрасывать на врагов камни или выливать кипяток.

Но вершиной архитектурного искусства галгаев справедливо считаются боевые башни.

Воув — высокая (не ниже 20 метров) квадратная военная башня, имевшая, как правило, пять этажей и пирамидальную крышу.

В воув был только один вход/выход, ведущий сразу на второй или третий этаж (на первом держали пленников). Забирались туда по приставной лестнице, выполнявшей ту же роль, что мост через ров в средневековых замках: её в любой момент можно было поднять наверх.

Ширина последнего этажа боевой башни, как правило, в два раза меньше первого. Воувы сужались кверху неслучайно: при осаде, когда противник завоёвывал один из этажей, обороняющиеся поднимались выше и баррикадировались там. Чем уже были стены, тем сложнее врагам атаковать.

Благодаря этому, при достаточном запасе воды и еды, башни могли выдерживать длительные осады.

Кроме того, воувы играли важную стратегическую роль. Их размещали по периметру аула, на пересечениях дорог, у входов в ущелье и т. д. Башни строили в самых высоких точках долины. Во-первых, это усложняло задачу врагам, а во-вторых, так было проще передавать сигналы о приближающейся опасности от аула к аулу.

egikal_07

«Балконы» не имели пола, чтобы сбрасывать на врагов камни.

На протяжении XVII–XVIII веков воувы были практически неприступны. Даже если врагу удавалось захватить одну башню, то её защитники по навесным мостам перебирались в другую и занимали оборону там. Но в XVIII веке, с распространением огнестрельного оружия, воувы утратили свою неуязвимость — их строительство прекратилось.

Эгикал — это крупный башенный комплекс, сохранившийся до наших дней. Там вы увидите и жилые и полубоевые галы, и боевые воувы. Одна из боевых башен высотой 27 метров достояла до наших дней практически в идеальном состоянии. Она, как древний воин, по-прежнему охраняющий родную землю. Всего в ауле сохранилось порядка ста различных построек, создающих неповторимую атмосферу. Средневековые башни будто возвращают вас на сотни лет назад: здесь люди жили по законам гор, за обиды платили кровью, а гостю в доме отдавали всё самое лучшее.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В ЭГИКАЛЕ?

Эгикал сегодня — это уникальный музей под открытым небом. Он входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного заповедника. Поэтому главная цель поездки в Эгикал — осмотр древних башен.

Для этого лучшим временем считается лето. Галы и воувы столь органично вписаны в ландшафт, что можно часами бродить по аулу, любоваться башнями, горными пейзажами и фотографировать их.

egikal_05

Эгикал — крупный башенный комплекс в горах Ингушети. 

Кроме того, экскурсию по Эгикалу можно совместить с посещением спортивного или культурного праздника, которые проводятся там ежегодно.

Так, с 2012 года в Джейрахском районе Республики Ингушетия проходит международный турнир по смешанным единоборствам «Битва в горах». Бои проводятся на рингах под открытым небом, а величественные горы и средневековые башни создают неповторимую атмосферу.

Первый турнир прошёл непосредственно в Эгикале, но вторую «Битву» перенесли в более просторный соседний аул Таргим: слишком много зрителей и участников собрало мероприятие. Турнир, как правило, проводится в начале лета.

egikal_08

Соревнование собирает много зрителей. Фото: Тимура Агирова.

egikal_09

В перерывах между боями — народные танцы. Фото: Тимура Агирова.

Из Эгикала вышло множество известных ингушских фамилий. В частности, он является родовым селением известного советского писателя Идриса Муртузовича Базоркина. Его роман «Из тьмы веков» считается энциклопедией жизни ингушского народа.

Идрис Базоркин скончался в 1993 году и похоронен в родовом склепе в Эгикале. В связи с этим каждый год 15 июня (в день рождения писателя) в ауле проходят памятные мероприятия, посвящённые его жизни и творчеству.

Словом, людям, интересующимся Средневековьем, культурой кавказских народов, а также просто любящим горы, Эгикал подарит не один час захватывающих приключений.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЭГИКАЛА?

Эгикал находится в Джейрахском районе Ингушетии и административно входит в Гулинское сельское поселение. Добраться до этого горного башенного комплекса можно только на автомобиле. Есть два маршрута.

Маршрут № 1

Начальный пункт — Владикавказ. Сначала нужно доехать до районного центра Джейрах — маршрут Е117, Военно-Грузинский тракт. От Владикавказа до Джейраха ходит рейсовый автобус, но дальше всё равно придётся пересаживаться на частное авто (к примеру, нанять кого-нибудь из местных жителей).

Далее дорога следует по республиканской трассе (Р109) через населённые пункты Ляжги, Ольгети и Гули.

Данный маршрут считается наиболее удобным и безопасным.

Маршрут № 2

Начальный пункт — Назрань. Оттуда необходимо доехать до посёлка Галашки, между ними проложена асфальтированная дорога. Но после посёлка Мужичи, что в 9 километрах от посёлка Галашки, начинается грунтовка. Некоторые участки этого маршрута доступны только внедорожникам.


ПОЧЕМУ СТОИТ УВИДЕТЬ ЭГИКАЛ?

Ингушские башни — это пример человеческого гения. Сложно поверить, что эти монументальные сооружения возводились без какой-либо строительной техники и приспособлений. Горцы вручную обрабатывали каменные глыбы и строили многометровые башни.

Гуляя по улочкам этого древнего ингушского селения, невольно задумываешься, как тяжело жилось этим людям. Природа в горах неласковая, вокруг сплошные камни, чтобы растить хлеб и разводить скот, приходилось трудиться днём и ночью. Но они никуда не ушли, пока их не выгнали…

egikal_10

В Эгикале прекрасно сохранился один из воувов. Фото: Евгения Шивцова.

egikal_11

Строительство башен датируется поздним Средневековьем. Фото: Евгения Шивцова.

Эгикал был заселён до середины ХХ века. В 1944 году по приказу Берии ингушей насильственно депортировали из родных аулов. После смерти Сталина люди стали возвращаться на родину, но селиться в горах им больше не разрешали, только в равнинных сёлах.

Учитывая это, поражает факт, что спустя десятилетия один человек всё-таки вернулся в Эгикал. Наперекор всему он живёт в своей родовой башне и даже завёл пасеку. Кроме того, многие ингушские семьи регулярно приезжают навестить свои галы. Почтение к истории и предкам — одна из особенностей ингушского народа.


В последнее время Эгикалу и другим башенным комплексам уделяется много внимания: это отличный рекреационный ресурс. Вероятно, скоро возле этих древних горных замков появятся гостиницы и рестораны, проложат удобные туристические маршруты. Но пока этого не случилось, Эгикал надо видеть! Вас поразят его величие, нерушимость и спокойствие.

  • По материалам портала LifeHacker

Оставить комментарий

Перед отправкой формы: